Тема обездоленного детства в русской литературе конца XIX—начала XX века

ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК
(1852—1912)

Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912) родился и вырос в небольшом заводском поселке Пермской губернии («Сибиряк» — это его литературный псевдоним). Контраст между могучей природой и бесправием, нищетой уральцев навсегда поразил его душу и стал главной темой его рассказов, повестей, романов.

От отца-священника, исполнявшего и должность учителя в поселковой школе, он унаследовал склонность к педагогике и выработал продуманные взгляды на воспитание детей, на детскую литературу. Мировоззрение писателя близко традициям русского просветительства. Его духовной родиной был мир русской классической и христианской литературы, устного народного творчества.

Благой след в душе мальчика оставили идеи К. Д. Ушинского, его книга «Детский мир и хрестоматия». Большое влияние на него оказали выдающиеся русские демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Переехав с Урала в северную столицу, Д. Н. Мамин-Сибиряк поступает в Петербургский университет и зарабатывает на жизнь частными уроками. В 1878 году он писал матери: «…педагог я выхожу хоть куда, мои ученики ходят за мной, как за кладом». Одновременно он начинает писать рассказы, не забывая и о маленьких читателях. В 80-х годах начинается его сотрудничество в детских журналах,
а позже, в связи с рождением дочери, Д. Н. Мамин-Сибиряк постоянно пишет для детей. Беседуя с известным педагогом и просветителем Д. Н. Тихомировым, он говорил о своей работе для детей как о деле, которое «важнее всего остального».

В согласии с просветительскими идеалами писатель верил: «…со временем люди будут так же любить всех людей, как сейчас мы любим детей. Я глубоко убежден, что такое время настанет». Главная задача литературы — готовить молодое поколение к борьбе с общественным злом, считал он.

Д. Н. Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял детскую душу от жестоких потрясений и разочарований. Любить жизнь вопреки ее темным сторонам, верить в добро и надеяться на лучшее — таковы в самом общем виде заповеди писателя.

Писатель хорошо помнил свое детство и впечатления, произведенные на него хорошими детскими книгами: «Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, потому что она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определенному руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец».

Рассказы и сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей отличаются глубоким реализмом, живостью мыслей и чувств, богатством нравственного содержания. Они давно вошли в классический круг детской литературы. В его творчестве охвачены интересы читате­лей всех возрастов: сказки — для самых маленьких, рассказы — для старших детей и подростков, романы — для юношества. Долго вынашивал он замысел (к сожалению, не осуществленный) написать вобразах и картинах историю России.

«Уральские рассказы» Д. Н. Мамина-Сибиряка — большой цикл, который можно разделить на две темы: взаимоотношения человека с природой и общественное зло. Из детских рассказов, входящих в тот цикл, к первой теме относятся рассказы о старых охотниках и животных: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Богач и Ерёма», «Приёмыш»; ко второй — рассказы о бедах маленьких тружеников: «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», «Под землей».

Конфликты его рассказов остры, нередко трагичны. Однако тон повествований о природе чаще всего спокоен и светел, а рассказы о детях-тружениках нельзя назвать безысходно мрачными благодаря ясному видению идеала.

Д. Н. Мамин-Сибиряк исследует тему обездоленности ребенка из бедной семьи, ребенка — сироты. И шире — тему лишения ребенка иметь детство — рассказы: «Кормилец» (1885), «В ученье» (1892), «Вертел» (1897), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Зимовье на Студеной» (1892), «Емеля-охотник» (1884).

В первом из названных рассказов двенадцатилетний мальчик, единственный кормилец семьи, гибнет, став жертвой тяжелых условий фабрично-заводского труда. Подлинная драма детской жизни раскрывается и в рассказе «В ученье». Деревенский мальчик Сережа, оставшийся сиротой, попадает в город в сапожную мастерскую, к чужим неприветливым людям. Убийственное впечатление производит мастерская, помещенная в подвале: сыро, могильно холодно. Первая мысль Сережи — убежать в деревню: «Маленькое детское сердце сжалось от страшной тоски по родине. Сережа мысленно видел свою деревенскую церковь, маленькую речку за огородом, бесконечные поля, своих деревенских товарищей». Трагична участь Прошки в рассказе «Вертел». Этот худенький, «похожий на галчонка» мальчик работает круглый год в шлифовальной мастерской, словно маленький каторжник. Вся его жизнь проходит в этой мастерской, тесной и темной, где в воздухе носится наждачная пыль, куда не попадает солнце. Заветная мечта Прошки — уйти туда, где «трава зеленая-зеленая, сосны шумят вершинами, из земли сочатся ключики, всякая птица поет по-своему». Он не знает ощущений природы, человеческого тепла, но воображение рисует желанные картины. Прошка подобен автоматизированному механизму. Он словно неотделим от колеса, стал его элементом. Сначала он возненавидел колесо, которое вынужден вертеть целый день: «потому что не будь его, и не нужно было бы его вертеть», — думал ребенок. Потом стал ненавидеть хозяина, Алексея Ивановича, придумавшего это колесо, стал понимать роль хозяина! По ночам он видел во сне целые груды граненых драгоценных камней… Хуже всего было, когда эти камни радужным дождем сыпались на него и начинали давить маленькую больную грудь, а в голове начинало что-то тяжелое кружиться, точно там вертелось такое же деревянное колесо, у которого Прошка прожил всю свою маленькую жизнь.

Потом Прошка слег… Через две недели его не стало».

Углубление сознания предрешенности подчеркивается и тем, что параллельно с существованием Прошки читатель наблюдает жизнь его ровесника, мальчика из богатой семьи. Барыня Анна Ивановна привела своего сына Володю в мастерскую, где она покупала драгоценности. Этим визитом барыня надеялась пробудить у инертного сына интерес хоть к какому-то делу. Нет, разумеется, не к работе
в мастерской. Пробудить интерес к действию, а дело достойное Володя мог выбрать сам. Чтение, например, усердное учение… Анна Ивановна из числа так называемых добрых барынь. Она и Прошке готова помочь: пусть ходит в воскресенье учиться… Она не жалеет для Прошки котлетку, когда тот пришел по просьбе барыни развлечь ее сына. «Паучок» из мастерской чувствовал себя смущенным, как попавшийся в новую ловушку зверь. «Он молча разглядывал комнату и удивлялся, что бывают такие большие и светлые комнаты…» Две контрастные детские судьбы… Одна не изменяет другую, ибо — такова объективная реальность: каждому — свое.

Лишение детства — объективная предопределенность для крестьянских и городских детей, родившихся в бедности, — ведущий мотив и рассказа «В глуши», очень характерного для Д. Н. Мамина-Сибиряка. Он был обеспокоен необразованностью, непросвещенностью народа. Темнота сознания — самый страшный бич. Он и сам работал учителем, и отца своего ценил за его предрасположенность к всеобщему просветительству. «…Его образ жизни стоит перед моими глазами и навсегда останется лучшим примером для всех нас… Папа так любил всех бедных, несчастных и обделенных судьбой; папа так хорошо, таким чистым сердцем любил науку и лю­дей науки; папа так понимал человеческую душу даже в ее заблуждениях; наконец, папа так был чист душой и совершенно чужд стяжательских интересов и привычек к ненужной роскоши…» — рассказывает писатель в очерках «О себе самом».

Тщательно продумывает автор структуру своих произведений для детей; небольшое количество действующих лиц, плавное, неторопливое развитие сюжета. Известен стал благодаря «Алёнушкиным рассказам» (сначала написанным для больной дочери) — подлинно гуманистической книге, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи.

Художественное своеобразие произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка:

— не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни;

— глубокий реализм;

— небольшое количество действующих лиц;

— плавное, неторопливое развитие сюжета.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ
(1868—1936)

Работа М. Горького (А. М. Пешкова) в области детской литературы поражает своей широтой, масштабностью. По замечанию С. Я. Маршака, «в литературном наследии М. Горького нет ни одной книги, целиком посвященной воспитанию… Однако едва ли найдется во всем мире еще один человек, который бы сделал для детей так много».

В рассказах писателя дети часто оказываются несчастными, обиженными, порой даже гибнут, как, например, Лёнька из рассказа «Дед Архип и Лёнька»(1894). Пара нищих — мальчик и его дедушка — в своих странствиях по югу России встречаются то с людским сочувствием, то с равнодушием и злобой. «Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, на берег реки».

«Скучную и нелегкую жизнь изживал он», — говорит писатель о Мишке, герое рассказа «Встряска». Подмастерье в иконописной мастерской, он делает множество самых разных дел и за малейшую промашку его бьют. Но, вопреки тяжести быта, мальчик тянется к красоте и совершенству. Увидев клоуна в цирке, он пытается передать свое восхищение всем окружающим — мастерам, кухарке. Оканчивается это плачевно: увлекшись подражанию клоуну, Мишка случайно смазывает краску на сырой еще иконе; его жестоко избивают. Когда он, со стоном схватившись за голову, упал к ногам мастера и услышал смех окружающих, то этот смех «резал Мишке душу» сильнее физической «встряски». Душевный взлет мальчика разбивается о людское непонимание, озлобленность и равнодушие, вызванные монотонностью, серой будничностью жизни. Избитый, он во сне видит себя в костюме клоуна. «Полный восхищения пред своей ловкостью, веселый и гордый, он прыгнул высоко в воздух и, сопровождаемый гулом одобрения, плавно полетел куда-то, полетел со сладким замиранием сердца…» Но жизнь жестока, и назавтра ему предстоит «снова проснуться на земле от пинка».

«Мальчик» — рассказ о судьбе маленького еврея. Он выступал вместе с отцом в цирке, и оба они разбились, получили травмы. И вот, едва оправившись, мальчик пытается заработать на хлеб. Мужество его поражает рассказчика: у ребенка кровь проступила сквозьрубашку, когда он «завертелся как обожженный, легко и ловко играя своим телом». «Не однажды в жизни моей, — продолжаетавтор, — в трудные дни ее, я с благодарностью вспоминал мужество мальчика».

Свет, идущий от детства, уроки, которые дают дети взрослым, детская непосредственность, душевная щедрость, бессребреничество (хотя часто им самим приходится зарабатывать на жизнь) — вотчем наполнены рассказы М. Горького о детях.

Художественное своеобразие произведений М. Горького:

— дети часто изображены несчастными, обиженными, порой даже гибнут;

— широта, масштабность работы.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870—1938)

А. И. Куприн на протяжении всего творческого пути обращался к естественным человеческим чувствам, не искаженным современной жизнью. Эта позиция оставалась неизменной и при обращении к маленькому читателю. Как и А. П. Чехов, А. И. Куприн приобщал детей к миру, в котором естественные чувства проявляются, открыто и полно, — к миру животных.

Настоящим социальным протестом проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное… чудище» («В недрах земли»).

Героями рассказов А. И. Куприна чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

На каждом шагу писатель подчеркивает контраст между детьми: он виден и в том, как по-разному воспринимают мальчики природу: один — с полным равнодушием, другой — с восторгом; контраст этот и в их внешности — изнеженный, истеричный Трилли и ловкий, сильный и здоровый Сережа; речь Трилли, невозможная для слуха, кажется, только и состоит из слов «Хоч-у-а-а!», «Мне!», ни одно слово Сережи не сказано зря, все, что он говорит, свидетельствует об уме, выдержке, обстоятельности мальчика.

Тонкий психолог детства, А. И. Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого, нравственного начала.

Художественное своеобразие произведений А. И. Куприна:

— раскрытие естественных человеческих чувств;

— герои рассказов — дети «из низов»;

— социальный протест против непосильной работы нищеты и вымирание детей;

— контраст между детьми;

— счастливый финал рассказов.

Тестовые задания:

1. В творчестве каких писателей есть юмористические произведения о детях?

1. П. Миронов; 4. Н. Носов;
2. А. Лиханов; 5. В. Голявкин;
3. П. Воронкова; 6. Ю. Сотник.

2. Представителями темы детства в русской литературе к. ХІХ — н. ХХ были:

1. Н. Гарин-Михайловский; 4. В. Короленко;
2. Л. Толстой; 5. А. Серафимович;
3. Н. Некрасов; 6. В. Медведев.

3. Для произведений А. П. Чехова характерно:

1)сатирическое изображение действительности;

2)глубокий психолого-педагогический аспект;

3)развитие нескольких сюжетных линий;

4)выявление воздействий социальных обстоятельств на характер.

4. Какие из перечисленных рассказов Л. Н. Толстого написаны на тему детства?

1. «Лев и собачка»; 4. «Косточка»;
2. «Мильтон и Булька»; 5. «Прыжок»;
3. «Акула»; 6. «Филиппок».

5. Перечислите представителей темы детства в русской литературе к. ХІХ — н. ХХ века:

+ Н. Гарин-Михайловский;

Л. Толстой;

Н. Некрасов;

+ В. Короленко;

+ А. Серафимович;

В. Медведев”.

6. Соотнесите авторов и их произведения:

«Гриша»

«Белый пудель»

«Четыре желания»

А. П. Чехов

А. Куприна

К. Д. Ушинский

Литература

1. Арзамасцева, К.Н., Николаева, С. А. Детская литература. — М., 2008.

2. Гриценко, З.А. Детская литература: Методика приобщения детей к чтению. — М., 2004.

3. Детская литература / Е.Е. Зубарева и др. — М., 2004.

4. Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения. / Сост. Дановский. — М., 1996.

5. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н. К. Мещеряковой, И. С. Чернявской. — М., 1989.

6. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. — М., 1997.

7. Тубельская, Г.Н. Зарубежные детские писатели /Г. Н. Тубельская. Часть1, 2. — М : Школьная библиотека, 2006.

8. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. 130 имен /Г. Н. Тубельская. — М : Школьная библиотечная ассоциация, 2007.

9. Автухович, Т.Е. Мировая детская литература / Т. Е. Автухович. — Минск: Літаратура і мастацтва, 2010.

Хрестоматия по мировой детской литературе /Сост. Т.Е. Автухович. — Минск: Літаратура і мастацтва, 2010.





Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

70 + = 78