5 лучших аналогов Dota 2 для смартфонов
Valve смогла создать невероятно популярный проект под названием Dota 2, в который не играл только ленивый. Года два назад эта MOBA пользовалась нешуточной популярностью, хотя после выхода PUBG и Fortnite онлайн сильно упал, почти в два раза. Востребованность мобильных аналогов породила тьму не очень успешных копий, большинство из которых вы никогда не увидите в топе Google Play или App Store. Однако, некоторые крупные издатели выделили ресурсы на разработку достойных продуктов. Именно о них сегодня мы и поговорим — о тех представителях жанра, на которые не жалко потратить своё время и энергию.
Нужно понимать, что хотя в нашем регионе Dota 2 пользуется большим спросом, в США и Китае, а это самые крупные игровые рынки, League of Legends является бесспорным фаворитом. Именно из-за этого большая часть мобильных приложений в жанре MOBA копируют графику Лиги Легенд, так как аудитории такая картинка более знакома. Но, мы с вами будем смотреть не на обёртку, а на содержание. Игра должна быть увлекательной, понятной и без нещадного доната, который бы портил ощущения игроку без вложений. Вы удивитесь, но найти продукт, который бы отвечал трём этим критериям, невероятно трудно.
Arena of Valor
В 2016 году крупнейший китайский издатель Tencent выпустил на рынке Азии новую MOBA-игру под названием Arena of Valor. Проект очень быстро стал популярным на местном рынке, и спустя год состоялся уже мировой релиз. Геймерам очень понравились игровые механики, графика и способ монетизации продукта. На данный момент, Arena of Valor является одной из лучших представительниц своего жанра с громадной аудиторией и возможностью проводить время в виртуальных баталиях с удовольствием и без вложения реальных средств.
Игровые механики проекта очень напоминают Лигу Легенд. Фактически, это мобильная копия самой богатой MOBA на рынке. И это не удивительно, ведь Tencent владеет Riot Games, разработчиком League of Legends. Возможность перенести уже отточенные механизмы и геймплей позволили создателям Arena of Valor в кратчайшие сроки настроить свой продукт и покорить фанатов по всему миру. Здесь реализована весьма своеобразная графика — она довольно простая, и позволяет вам запускать игру даже на слабеньких смартфонах. Хотя, картинка выглядит весьма привлекательно.
Геймплей тоже полностью скопировали с Лиги Легенд, за исключением некоторых особенностей. На основной карте имеется три линии, каждая обзавелась тремя вышками и троном на базе каждой команды. Все защитные постройки умеют атаковать свои обидчиков, при том довольно больно. Задача команды из пяти игроков заключается в разрушении вражеской главной постройки, добиваться цели можно любыми способами — идти напролом, хитрить, заманивать противника в ловушки. Для этого есть умения, приличный арсенал экипировки и возможность прятаться в кустиках. Правда, здесь нет курьеров, как в Dota 2, и предметы покупаются из любой точки карты.
Разработчики отлично реализовали процесс обучения — если вы ранее никогда в подобные игры не заходили, то вам расскажут все тонкости и детали. После этого геймер может отправляться в увлекательное путешествие. Кто-то будет пробовать один из массы режимов обычных сражений, а кому-то больше понравится сражаться в ранговых битвах, где исход раунда влияет на общий рейтинг. Персонажей здесь тоже предостаточно, но открыть сразу всех не получится. Нужно много играть, копить золотишко и потом получать необходимых героев. Неплохой аналог Dota 2, а если вы больше любите League of Legends, то нужно загружать без промедления.
Planet of Heroes
Данная MOBA относительно недавно отправилась покорять геймеров своей привлекательной графикой и удобным управлением — весной 2017 года разработчики впервые показали свой проект. Тогда фанатам Dota и Лиги Легенд предлагали более простой геймплей со сражениями три-на-три и всего одной линией от трона к трону. Сейчас же это полноценная мобильная версия всеми любимой игры от Valve с тремя сторонами, вышками, лесными монстрами и массой героев на выбор. Правда, как и в предыдущем продукте, всех персонажей вам сразу не дают — либо выбирай из бесплатных на неделю, либо покупай за золото или кристаллы.
Управление реализовано очень удобно, привыкаешь буквально после пары раундов. Отмечу, что здесь обучению уделили совсем мало времени и стать более-менее продвинутым геймером новичку не позволяют, нужно набивать шишки прямо в реальном бою. Хотя, разработчики не дадут вам сразу отправиться на опытных игроков, так что переживать не стоит. Первые десять раундов, примерно, вы играете с ботами — у них даже ники одинаковые. Только на третьем уровне начинают попадаться реальные игроки и вот тут уже вам прощать ошибки и поддаваться не будут, а в рейтинговые сражения вовсе пускают лишь после достижения четвёртого уровня.
Экономика Planet of Heroes построена по вполне стандартному принципу, который используется во всех мобильных MOBA-играх. Вы сражаетесь и за победу получаете очки опыта, всевозможные ресурсы и валюту. За золото, полученное в боях, можно покупать персонажей — простеньких можно купить буквально за пару дней активных драк, а вот крутые герои требуют длительного накопления денег на счету. Конечно, разработчики дают вам возможность вложить немного реальных денег и купить персонажа сразу, но в этом нет особого смысла. Дело в том, что все герои более-менее сбалансированы и побеждать врагов за счёт купленного воина у вас не получится.
Активным геймерам понравится внимание к всевозможным достижениям и посещениям Planet of Heroes. Каждый день вам будут давать бонусы, ресурсы, иногда даже персонажей, что лишь мотивирует заходить чаще и не забывать о проекте. Сражения проходят активно, на одну партию уходит примерно 10-15 минут, в ранговых играх иногда случаются и более затяжные баталии. Фанату жанра остаётся лишь натренировать пальцы, выучить возможности персонажей, а потом можно отправляться в бой и наслаждаться адреналином от очередного убийства под башней.
Paladins Strike
Многопользовательский шутер Paladins от студии Hi-Rez очень понравился ценителям free-to-play проектов, после чего разработчики решили попробовать себя в жанре MOBA-игр. Новинка получила название Paladins Strike и быстро завоевала внимание геймеров со всего мира, хотя вырваться в топ ей так и не удалось. Всё дело в том, что сотрудники Hi-Rez решили не менять основные игровые режимы, они лишь переделали управление под сенсорный экран смартфона и отдалили камеру, чтобы сражаться было удобнее. Классического режима с тремя путями и троном на каждой из баз здесь нет, из-за чего масса фанатов просто отворачивается от продукта.
Тем не менее, если немного углубиться в механики Paladins Strike и попробовать все режимы сражений, то можно легко забыть о Dota 2 и её основных механиках. Здесь сделан упор не на тактическую составляющую, где вы и ваша команда должны двигаться по карте, нападать и сносить вышки, а на сами сражения. Например, в режиме с повозкой нам демонстрируют, что никакой тактики здесь нет — нужно лишь правильно нажимать кнопки и давить противника. Иногда это даже интереснее, чем собирать золото и покупать предметы, как в двух предыдущих проектах.
Громадным преимуществом игры являются именно разнообразные режимы сражений. Обычно в MOBA-проектах разработчики просто делают карту не 5×5, а 3×3, либо создают локацию не с тремя путями, а двумя или даже одним. Это немного меняет ощущения от сражений, но у Paladins Strike с этим дела обстоят совсем иначе. Очень крутой режим на захват точек — на карте есть несколько локаций, куда вы должны отправиться с командой и захватить условный флаг. Враги, конечно же, занимаются аналогичным делом и рано или поздно вы с ними схлестнётесь в бою за очередной пункт. Сражения получаются необычными, уникальными, плюс нет страха за вышки или падение трона.
Зарабатывают разработчики на продаже внутриигровой валюты, которую потом можно тратить на героев, скины, расходные материалы и дальнейшее улучшение рун. Бесплатные герои тоже имеются, их периодически меняют, а улучшение рун не даёт такого прироста, чтобы жаловаться на донат. Да и приятная графика вместе с удобным управлением позволяют спокойно воевать, копить ресурсы и покупать новых чемпионов. Может Paladins Strike и очень далёкая от Dota 2 игра, но она смотрится весьма выгодно на фоне потенциальных конкурентов, особенно если вы давно хотели что-то новое и необычное.
Vainglory
Нельзя написать статью про мобильные MOBA-игры и не упомянуть Vainglory. Это настоящий ветеран рынка, который вышел в далёком 2014 году. В то время Dota 2 активно набирала популярность, а разработчики мобильных игр стали задумываться о необходимости создать свой вариант прибыльного проекта. Однако, пока другие только строили планы и мечтали, молодая студия Super Evil Megacorp выпустила довольно крутой мобильный продукт, который до сих пор пользуется огромной популярностью. Занять столь успешную позицию удалось благодаря двум ключевым причинам — отсутствию конкуренции и вложениях в киберспорт.
В своё время Valve выстрелила аналогичным образом — компания анонсировала турнир по Dota 2 под названием The International с призовым фондом в $1 млн. Это привлекло внимание геймеров, которые хотели добиться успехов и стать богатыми. Создатели Vainglory тоже подсуетились и стали активно проводить турниры с ценными призами. Собственно, на данный момент ситуация не изменилась и лишь этот проект может предложить профессиональному игроку возможность зарабатывать достойные деньги на турнирах. Да и в 2014 году, когда игра только появилась, конкуренции в жанре практически не было.
На данный момент игра сильно преобразилась, но ключевые моменты остались на своих местах. Vainglory остаётся серьёзной MOBA, которая открывает вам путь в киберспорт. Правда, для этого нужно будет много работать над собой — если в Planet of Heroes можно побеждать без особых усилий, то здесь на высоком уровне рейтинга сражаются настоящие пианисты с отличной реакцией. Суть игрового процесса схож с Dota 2 или Лигой Легенд — вам нужно отстоять линию (одну из трёх), после чего снести турели и нанести решающий удар по трону врага. Тактик есть целое множество, так что побеждать можно самыми разными путями.
Команда Super Evil Megacorp сразу заявила, что хотя их проект и выходит на мобильной платформе, никаких поблажек и казуального игрового процесса не будет. Предметы можно купить лишь на базе или в потайном магазине, а турели бьют так сильно, что драться под ними вы точно не захотите. Из-за этого сражения затягиваются на 20-30 минут, что для многих геймеров не совсем комфортно. С другой стороны, это серьёзная мобильная MOBA для тех, кто по каким-то причинам не хочет или не может играть во «взрослые» аналоги на компьютере. Такие геймеры готовы пожертвовать временем ради удовольствия.
Mobile Legends: Bang Bang
Данная игра очень похожа на Arena of Valor, так как разработчики этих игр использовали визуальный стиль и механики Лиги Легенд. Однако, Mobile Legends: Bang Bang намного больше похожа на Dota 2, чем прямой конкурент из Китая. В League of Legends на линии персонажи частенько бросаются умениями по врагами и даже крипам, а в драках можно наблюдать настоящий ураган из всевозможных скилов. Следить за полоской маны нет необходимости, так как она либо тратится очень долго, либо её у некоторых героев вовсе нет. Играя в Arena of Valor мне ни разу не удалось оказаться в ситуации, когда нет маны на очередную атаку.
У Mobile Legends механика боя больше похожа на Dota 2, когда у персонажа на начальной стадии хватает буквально на два-три произнесения заклинания, после чего нужно бежать на базу и восстанавливать ману. Это в корне меняет поведение геймеров, ведь они стараются вкладывать в каждое нападение максимум своих возможностей, активно комбинируют умения и стараются убить врага за один заход. Если вы нападаете, но промахиваетесь умениями, то дальше стоите на линии уже без возможности провести красивую комбинацию. Так сражаться намного интереснее, хотя с повышением уровня и покупкой предметов проблема маны исчезает.
Игра порадовала количеством подарков за постоянное посещение виртуального мира. Такие бонусы есть во всех вышеописанных проектах, но здесь вас прямо заваливают виртуальной валютой и разными ресурсами. Это мелочи и на самом деле быстро что-то купить вы не сможете, но сам факт такого внимания очень порадовал, плюс есть мотивация заходить в игру хотя бы ради ежедневных подарков. Копить валюту можно ещё и в боях, что логично, либо покупать её за реальные деньги. Всё это нужно для приобретения новых персонажей или скинов на них. Хотя, лучше сначала разобраться в проекта, а потом уже копить на эпические наряды.
Аудитория Mobile Legends: Bang Bang заметно меньше основных конкурентов, так как проект относительно недавно отправили в свет. Правда, находит сражение буквально за 30-40 секунд. Либо онлайн большой, либо разработчики хитро внедряют ботов, но сидеть по пять минут в ожидании противников не приходится. Управление выполнено в классическом для этого жанра стиле, карта с тремя линиями и троном тоже на месте. Получается некая смесь Лиги Легенд и Dota 2 в виде мобильной MOBA. Есть у продукта один серьёзный недостаток — нет поддержки дисплеев с соотношением сторон 18:9, из-за чего справа и слева имеются чёрные полосы.
Полноценная Dota 2 на вашем смартфоне — насколько это реально?
Первые мобильные MOBA увидели свет сравнительно недавно — около трёх лет назад. С тех пор этот жанр оброс множеством игр, но и по сей день фанаты классических боевых арен с недоверием относятся к младшим братьям своих любимцев. Сомнения их понятны — как же можно сравнивать крупнокалиберные PC-игры с таковыми на планшетах? Но, быть может, всё не так плохо, и мобильные аналоги могут встать в один ряд с компьютерными гигантами? Сегодня мы отправимся в мир игр для портативных устройств в поисках арены, способной удовлетворить даже хардкорного геймера.
Пионер жанра
За последние годы MOBA стали особенно популярны. Миллионы человек со всего света проводят тысячи часов в Dota 2 и League of Legends. А ведь есть и другие популярные тайтлы со множеством подписчиков и собственными турнирами. Вот только это не те игры, которые можно «взять с собой»: далеко не всегда под рукой будет мощный ноутбук, нормальная мышка и полчаса свободного времени. Поэтому «мобилизация» арен была лишь вопросом времени.
Первопроходцем в адаптации MOBA для телефонов стало детище небезызвестной компании Gameloft — Heroes of Order & Chaos. Не имея на тот момент достойных аналогов, этот проект стал единственным пристанищем для фанатов жанра. Учитывая насыщенность игрового опыта в той же Dota, трудно было представить, как должна выглядеть боевая арена для телефонов. Нужны ли там все эти заморочки с фармом предметов и разными классами героев? Будет ли удобно играть с мобильного устройства, пусть даже с крупным экраном, на такой здоровенной карте аж в три линии?
Heroes of Order & Chaos сохранила многие любимые хардкорщиками детали, которые редко встречаются в похожих играх. Здесь порядочно героев, разнообразный ландшафт и широкий простор для битв. Помимо нескольких полей «3 на 3» есть и классическая масштабная карта «5 на 5». Однако геймплей не особо динамичен, и, пардон за сленг, «катка» может затянуться хоть на 40 минут. Зато прямо как в полноценной арене на PC.
Правда, недостатки у детища Gameloft тоже весьма существенные. От своих более юных собратьев она отличается не лучшей графикой и средним FPS. Поэтому и точность управления порой может страдать. «Герои Порядка и Хаоса» отлично подходят для тех, чьи девайсы не способны справиться с Vainglory или «Ведьмаком» (о которых ниже). В эту боевую арену вы сможете поиграть даже на весьма скромном «железе».
Любителям подраться
В начале этого года создатели любимой многими эпопеи The Witcher сделали для фанатов серии настоящий подарок. Вышедшая в конце января The Witcher Battle Arena скрасила ожидание третьей части компьютерной RPG. Вот только от привычных нам боевых арен она отличается, и заметно. CD Projekt RED сделали геймплей очень простым: здесь не нужно добивать крипов, чтобы заработать. От лесов, башен и трона разработчики тоже отказались — схватки происходят «3 на 3» в режиме Capture The Flag. Такое сочетание в MOBA выглядит экзотично, хотя встречается не впервые.
The Witcher: Battle Arena действительно динамична и красива, но едва ли заядлый фанат жанра надолго в ней зависнет. Небогатый пул героев, маленькая карта и эталонная простота механики могут быстро наскучить. Правда, некоторым геймерам не нравится фармить, долго собирать айтемы, тратить время на проработку стратегий и придумывать связки героев. Если вы из таких, The Witcher Battle Arena точно придётся по вкусу. Хорошие драки, быстрые игровые сессии, приятная музыка, а также любимые герои — незатейливый, но эффективный секрет успеха.
Что примечательно: перевод на русский порой сильно хромает, и об истинном значении некоторых фраз остаётся только догадываться. Поэтому, во избежание душевных травм, советуем играть на английском. Хотя подобный совет на фоне эталонного текстового перевода «Ведьмака 3» выглядит малость издевательски, не без того.
Спортивная дисциплина
Перейдём к тяжёлой артилерии. Почти с самого своего появления Vainglory занимала и занимает верхние места в топах лучших портативных MOBA. За её разработку отвечала компания с забавным названием Super Evil Megacorp. Корпорация зла, стало быть, да не простого, а — супер.
Выход проекта стал одним из самых знаменательных событий прошлого года на iOS, а недавно зарелизили и долгожданную версию для Android. На первый взгляд игра не примечательна: стандартная карта «3 на 3», одна линия, небольшой выбор персонажей и предметов… И где тут, спрашивается, разгуляться? Но не всё так очевидно. Геймплей гибок и разнообразен: помимо основной линии с крипами есть лес и три шахты, которые можно (вообще-то нужно) захватить для получения серьёзных бонусов. Это даёт большой простор для различных тактических изысков.
Авторы изначально назвали Vainglory ультрасовременной игрой, которая по своему качеству и широте предлагаемого опыта может сравниться со звёздными компьютерными первопроходцами. Во многом «Корпорации зла» удалось выполнить поставленную задачу, завоевав сердца аудитории. Эта арена даёт прикурить многим своим собратьям как по графике, так и по точности управления. Благодаря высокому FPS плавность движений мало чем отличается от аналогичных PC-проектов, что говорит о многом. Правда, большую роль играет «железо», на котором запущена игрушка.
Вскоре после релиза нашумевший тайтл стал первой боевой ареной для мобильных устройств, вступившей в большой киберспорт. Несмотря на нетривиальность новой дисциплины, её приняли на мировом уровне, организовав Международную Премьер-Лигу Vainglory. Не хухры-мухры, в общем.
Однако, чтобы встать в один ряд с предтечами, Vainglory не хватает, как минимум, пары десятков героев и айтемов. Но мы знаем, что на достигнутом создатели останавливаться не собираются. Посмотрим, как они реализуют вложенные в проект 26 млн долларов.
Аутсайдеры и гипотезы
Это, само собой, не всё, чем богаты просторы Google Play и App Store. Для iOS, к примеру, есть симпатичная Fates Forever от Hammer & Chisel. А владельцев Android может порадовать Heroes of SoulCraft, которая поддерживается и довольно слабыми устройствами. Однако геймплей у этих боевых арен довольно прост, поэтому они больше подойдут новичкам. Впрочем, когда это считалось реальным недостатком?
На данный момент не существует мобильной боевой арены, способной заменить или хотя бы встать в один ряд со своими титулованными прародителями. Отчасти беда в том, что сам формат карманного устройства геймеры не привыкли воспринимать всерьёз. Лишь немногие студии стремятся занять эту покамест свободную нишу, спеша доказать миру, что игры для хэндхелдов не уступают компьютерным.
Главное отличие между родственными жанрами — простота геймплея портативных MOBA: небольшой выбор героев, предметов и маленькие карты. Понятно, что более сложная механика может сделать «катку» слишком долгой для поездки в метро, но разве не за тактику и разнообразие мы любим Dota 2 и League of Legends? Поэтому нам остаётся ждать, что планка, установленная Super Evil Megacorp, будет подниматься, и к её достижению будут стремиться другие компании. И, возможно, уже спустя пару лет International именно по мобильной MOBA соберёт призовой фонд в 18 миллионов долларов.