Фокус с пальцем

Как iphone изменил мир всего за 10 лет. 10 лет назад легенда IT-индустрии Стив Джобс показал миру iPhone — устройство, которое навсегда изменило смартфоны. Лайф рассказывает, как эта революция сказалась на мобильных играх.

Фокус с пальцем. Как iPhone изменил игровую индустрию

<p>Фото: &copy;&nbsp;REUTERS/Robert Galbraith/Files</p>

10 лет назад легенда IT-индустрии Стив Джобс показал миру iPhone — устройство, которое навсегда изменило смартфоны. Лайф рассказывает, как эта революция сказалась на мобильных играх.

Иронично, что на презентации первого iPhone ничего не говорилось об играх — из развлечений у него были только просмотр видео и прослушивание музыки. Магазин приложений App Store появился только через год, за день до выхода iPhone 3G. Но это детали, а переломный момент случился именно тогда, когда Джобс показал, что пришло время забыть про пластиковые клавиши, а контент на экране нужно трогать не стилусами, а родными пальцами. У разработчиков «серьёзных» приложений появилась возможность воссоздавать интерфейс программ для ПК, а игры шагнули ещё дальше. Управление нажатиями изменило игровую индустрию навсегда — и речь не только о мобильной её части.

Кто старое помянет

Сейчас смешно вспоминать, как выглядели игры на телефонах 10 лет назад. Управление, как правило, было завязано на кнопках с цифрами 2, 4, 6, 8 (иногда больше, иногда меньше), а в редких случаях приходилось извращаться, умещая большие пальцы в зоне со стрелками и кнопкой «ОК». Клавиши телефонов, разумеется, были предназначены для набора текста и перемещения в меню, а не для долгих игровых сессий. В лучшем случае такое управление было неудобным, в худшем — оставляло мозоли (пламенный привет фигурным кнопкам).

Из-за этого не развивались и сами игры. Монохромные экраны сменились на цветные, железо становилось относительно мощнее, а геймплей так и оставался на уровне той самой «Змейки». Самыми увлекательными проектами были платформеры, которые на самом деле представляли собой лишь огрызки того, что было на NES («Денди») ещё в начале 90-х.

Вот и получается, что лучшим развлечением на смартфонах того времени были «Змейка», «та игра, где кидает бочки горилла» и Space Invaders. Более сложные механики извращались кнопочным управлением, а про отдельные эксперименты с 3D-графикой и вспоминать не хочется — становится не по себе. Единственным успешным экспериментом была разве что Gravity Defined. Там игрок управлял мотоциклистом, преодолевающим до жути извилистые ландшафты. Простая идея, которая подошла для трёхмерной графики (угловатость здесь — фишка, а не недостаток) и использовала клавишное управление на полную. Но эта игра была исключением.

Наконец, в 2003 Nokia пыталась своими силами переизобрести мобильный гейминг с помощью «игрового телефона» N-Gage. Довольно мощный по тем временам гаджет представлял собой жуткое «чудовище Франкенштейна» из телефона и игровой консоли: всё те же кнопки разбросали по бокам, а экран поместили в центр. Серьёзные игры весили слишком много, чтобы загружать их через дорогостоящий мобильный Интернет, поэтому продавали их — внимание! — на картриджах. В итоге Nokia скорее попыталась сделать собственную портативную консоль, а не изменить мобильные игры. N-Gage прожила несчастную жизнь и была «убита» выходом PSP от Sony, которая стоила дешевле и подавалась как «PlayStation 2 в кармане». В апреле 2008 года Nokia наконец поняла, что N-Gage должна быть сервисом для всех телефонов, а не отдельным устройством, и открыла магазин N-Gage 2.0. Но и эта идея провалилась. И только App Store, запустившийся в июле того же года, совершил революцию, которой грезила финская компания.

О чём мечтают игровые разработчики

У iPhone были все шансы стать такой же грустной страницей в истории мобильных устройств, как и N-Gage, если бы не талантливейший шоумен Джобс. На той самой презентации он «продал» журналистам новинку ещё до того, как, собственно, показал её в руке: тоже начал с того, что высмеял смартфоны тех времён с их неказистыми клавиатурами и стилусами. Успех же iPhone как игровой платформы обусловлен тем, что он никогда не был «геймерским девайсом» — он был представлен как телефон для нормальных людей, которые хотят удобно звонить, отправлять СМС и почту и сидеть в Интернете. Мобильные игры стали троянским конём девайса Apple: через год они захватили умы многомиллионной, ничего не подозревающей базы владельцев iPhone и iPhone 3G.

Поначалу, впрочем, было немало клонов «Змейки» и вольных пересказов других игр, которые были популярны на кнопочных устройствах. Но даже с ними теперь всё было иначе: магазин, которым гарантированно пользуются все обладатели телефонов, был настоящим раем для игровых разработчиков. Вся прибыль с продаж точно шла им в карман (пусть доля и уходила Apple), а поначалу пиратства здесь не было вовсе. Соответственно, появилась наглядная конкуренция в виде топов продаж и мотивация делать нечто более крутое, чем у конкурентов.

Затем студии начали осваивать условно-бесплатную модель оплаты и внутриигровые покупки, которые оказались самым важным новшеством, предложенным «магазином Джобса». Стали появляться бесконечные игры, чья суть — убить время и, может быть, установить новый рекорд: честно или купив некий «допинг» за реальные деньги. Даже старомодные проекты, которые можно пройти, научились завлекать бесплатными уровнями и зарабатывать больше, чем когда-либо — тут вспоминается и недавняя Super Mario Run. Условно-бесплатными ранее были в основном корейские MMO, а сейчас большинство игр на любой платформе не обходится без микротранзакций. И всё пошло именно от iPhone.

Конечно, из-за этого факта смартфон Apple кажется суперзлодеем, но не стоит забывать, что игровая индустрия — в первую очередь бизнес, причём весьма рискованный. «Покупки в приложениях» же помогли сделать его более стабильным и привлекательным для новых талантов.

Да будет мультитач

Вскоре на платформе вышли игры, которые невозможно представить без сенсорного управления. Чего только стоит сверхпопулярная Angry Birds — только подумайте, насколько было бы неудобно натягивать рогатку с птицами, нажимая кнопки (даже если представить, что игру бы сделали пошаговой). Или вот популярный жанр раннеров вроде Subway Surfers — казалось бы, примитивные игры, но и они могли стать популярны только на таком железе. Старые смартфоны просто не справились бы с прорисовкой стольких объектов, пролетающих по бокам героя. Да, трёхмерные модели можно заменить на плоские «спрайты, но едва ли такая картинка захватывала игроков.

И тут мы подходим к ещё одной революции, которую вызвал iPhone. Он, по сути, унифицировал то, чем должен быть смартфон: это просто прямоугольник с экраном, на который можно нажимать. Из-за этого классические войны моноблоков с раскладушками и слайдерами превратились в гонку мощностей: у кого больше ядер и гигагерцев, тот и прав. И вот спустя несколько лет производители стали выпускать звонилки, способные без каких-либо трудностей запускать порты игр с PlayStation 2 — до сих пор удивительный факт.

Теперь «кирпичик» в вашем кармане научился запускать GTA San Andreas, дети, ранее не разлучные с компьютерами из-за Minecraft, начали заниматься кубическим строительством ещё и на улице, и в школах. Телефоны перестали быть нишей, забрали себе всё самое популярное с больших платформ и параллельно породили собственные поджанры, которые, наоборот, не получится забрать у них. А даже если удастся, то аудитория у такой поделки на компьютере или консоли гарантированно будет в десятки, если не в сотни раз меньше.

За несколько лет индустрия мобильных игр превратилась из довольно жалкой ниши если не в угрозу консольному и компьютерному рынкам, то как минимум в ключевого игрока игровой индустрии. По итогам 2016 года мобильные устройства оказались самыми прибыльными для разработчиков. Дальше — больше.

Да и как показал тот же 2016-й, студии до сих пор не исчерпали все применимые для этой платформы идеи. Суперуспешная Pokemon GO, совместившая в себе и условно-бесплатную модель, и сенсорное управление, и онлайн-составляющую, и, наконец, дополненную реальность, — яркий тому пример.

Невозможно предсказать, что будет дальше: может, очередной iPhone будет поставляться со шлемом виртуальной реальности, а может, в году этак 2020-м мы будем играть в «Самолётики» с дополненной реальностью, складывая в незатейливое оригами свои телефоны с гнущимися экранами. Понятно одно: все революции игровой индустрии сейчас зарождаются именно на мобильных устройствах. А значит, за ними будущее.

После iPhone 13: что ждать от Apple в ближайшем будущем?

Наверное, ни для кого уже не секрет, что Apple, как и другие техногиганты, ведёт разработку своих продуктов с прицелом на долгие годы вперёд, что вполне логично. Перед выходом очередного гаджета то тут, то там можно встретить слухи с подробностями спецификаций, фотографий прототипов, чертежей или даже частей корпуса. Обычно всё ограничивается лишь следущей моделью, но насколько далеко на самом деле мы можем заглянуть уже сейчас?

Ресурс MacRumors собрал воедино все слухи о новых айфонах вплоть до 2023 года, ну а мы перевели их статью! Присоединяйтесь, тут много всего интересного!

По мере приближения презентации нескольких моделей iPhone 2021 года интернет всё больше полнится слухами о том, что же может появиться после него.

Принято считать, что Apple планирует дорожную карту по выпуску iPhone на несколько лет вперёд, поэтому весьма вероятно, что программа на 2022 и 2023 годы уже в разработке. Даже сейчас от нескольких достоверных источников появилось множество сообщений о грядущих намерениях компании касательно линейки iPhone, благодаря чему мы можем составить предварительное представление о том, чего нам стоит ждать.

2022 год: iPhone 14 и iPhone SE 3?

В 2022 году iPhone отметит своё пятнадцатилетие, а также пять лет с момента появления первого «безрамочного» смартфона Apple, коим был iPhone X, вышедший в 2017 году. На данный момент ожидается, что предположительный iPhone 14 будет включать:

  • Круглый вырез в дисплее для фронтальной камеры вместо «чёлки»;
  • Модем и систему антенн Snapdragon X65 10 Gigabit 5G;
  • Чипсет A16, выполненный по 4-нм техпроцессу;
  • Система водяного охлаждения в виде паровой камеры;
  • Модуль тыльных камер под одним стеклом для уменьшения выступа над корпусом;
  • Улучшенный телеобъектив;
  • Обновлённые ультраширокоугольные камеры во всей линейке iPhone.

В 2022 году также ожидается анонс iPhone SE третьего поколения, то есть спустя два года после выпуска текущей актуальной модели.

Отверстие в дисплее в стиле Android-смартфонов

Ожидается, что именно в 2022-м Apple внесёт первые существенные изменения в дизайн iPhone за последние годы. Наиболее неожиданным станет отказ от «чёлки» в модели 14 Pro в пользу отверстия для фронтальной камеры в дисплее, как у многих нынешних Android-смартфонов.

Пока такое нововведение ожидается лишь для самых топовых iPhone образца 2022 года, однако, если производственные мощности позволят, такой же дизайн смогут получить и модели попроще.

Apple подала заявку на ряд патентов, связанных с установкой датчиков для Face ID под дисплеем, однако некоторые сенсоры Face ID, равно как и разговорный динамик, компания могла бы разместить и в верхней рамке экрана.

Аналитики Barclays полагают, что меньшая «бровь» в моделях iPhone 13 станет результатом «более тесно скомпонованной системы датчиков освещения» для Face ID, также добавив, что «ещё больший сдвиг», вероятно, произойдет в 2022 году, когда Apple интегрирует в Face ID ToF-сенсоры, которые позволят системе «занимать ещё меньше площади».

Первый в мире 10-гигабитный 5G-модем и антенна

В феврале 2021 года Qualcomm представила Snapdragon X65 — первый в мире 10-гигабитный 5G-модем и антенную систему для смартфонов. И хотя, по слухам, X65 не достанется iPhone 13, в iPhone образца 2022 года он уже может быть установлен.

4-нанометровый чипсет A16

TrendForce прогнозирует, что чип A16 в айфонах 2022 года будет производиться на основе 4-нм микросхем TSMC, что откроет путь к дальнейшим улучшениям производительности, энергоэффективности и компактности.

Меньший выступ тыльных камер

Говорят, модели iPhone 2022 года получат новый «цельный дизайн объективов», который позволит снизить толщину модуля основных камер.

Переработанная система охлаждения

Начиная с 2022 года, в топовых моделях iPhone, вероятно, будет использоваться водяная система охлаждения с паровой камерой при условии соответствования требованиям Apple к надёжности. Сообщается, что в настоящее время система проходит агрессивные испытания.

Улучшенное охлаждение обеспечит более высокую производительность и скорость соединения 5G. Подобная система уже используется в некоторых смартфонах компаний Samsung, Razer и LG.

Обновлённый телеобъектив и ультраширик

Во всех моделях iPhone 2022 года значительно улучшатся камеры. В iPhone 14 Pro, например, упор может быть сделан на телеобъектив: 6-линзовый уступит место 7-линзовому.

А уже в этом году iPhone 13 Pro значительно прокачается по части ультраширика с увеличенной диафрагмой с f/2,4 до f/1,8, 6-линзовым объективом вместо 5-линзового, а также автофокусом вместо текущего фиксированного фокуса. В 2022 году же все эти улучшения должны распространиться на всю линейку iPhone 14, выйдя за пределы Pro-моделей.

iPhone SE третьего поколения

Сразу несколько аналитиков утверждают, что iPhone SE третьего поколения появится в первой половине 2022 года. В настоящий момент слухи касательно формфактора грядущей модели разнятся: сохранит она текущий 4,7-дюймовый дизайн или станет реинкарнацией 6,1-дюймового iPhone 11.

Однако в паре вещей прогнозы сходятся: смартфон сохранит сканер отпечатков пальцев Touch ID и дисплей, выполненный по технологии IPS. Среди нововведений ожидается 5G-модем с тактовой частотой до 6 ГГц и обновлённый чипсет из серии A. Также существует вероятность, что новый iPhone SE обзаведётся двойной камерой от iPhone 11.

2023 год: iPhone 15 и складной iPhone?

В 2023 году исполнится десять лет с выхода хитового iPhone 5S и пять лет с тех пор, как Apple представила первый большой «безрамочный» iPhone в лице XS Max. По слухам, предполагаемый «iPhone 15» обзаведётся следующими фишками:

  • Настоящий безрамочный дисплей без «чёлки» и отверстий;
  • Сканер отпечатков пальцев Touch ID под дисплеем;
  • Перископический телеобъектив;
  • Чипсет A17, изготовленный по 3-нм техпроцессу;
  • Модем 5G собственной разработки Apple.

Также есть информация, что 2023 год принесёт нам и первый складной iPhone, но стоит учитывать, что до 2023 года ещё далеко, поэтому эти слухи могут не оправдаться с большей вероятностью.

Первый действительно безрамочный iPhone

Ожидается, что как минимум одна топовая модель iPhone 2023 года впервые получит настоящий полноэкранный дизайн без «чёлки» и отверстия для фронтальной камеры.

Предполагается, что если экран с отверстием для фронталки ещё не будет распространён на все модели iPhone в 2022 году, оставаясь эксклюзивной фишкой «прошек», то к 2023 году нововведение дойдёт и до моделей младшего ценового сегмента.

Touch ID под дисплеем

Apple планирует внедрить сканер отпечатков пальцев под дисплей как минимум для одной топовой модели iPhone 2023 года.

Перископическая камера

В 2023 году Apple также намерена впервые оснастить iPhone перископическим телеобъективом. Это позволит значительно увеличить оптический зум с текущих значений в 2x и 2,5x на iPhone 12 Pro и iPhone 12 Pro Max соответственно. Например, смартфон Huawei P40 Pro+ оснащен перископической линзой с оптическим зумом для 10-кратного приближения.

Apple якобы столкнулась с проблемами при разработке собственной системы перископической камеры, потому что большая часть технологий защищена патентами других компаний, поэтому Apple рассматривает возможность приобретения компонентов у патентообладателей. Samsung, например, владеет технологией «шарикового привода», используемой для линз во многих перископических объективах.

3-нанометровый чипсет A17

Apple заключила с TSMC контракт на закупку микросхем, выполненных по 3-нанометровому техпроцессу, которые будут использоваться в новом чипсете Apple A17. 3-нм техпроцесс повысит энергоэффективность и производительность на 30% и 15% соответственно в сравнении с 5-нанометровым чипом Apple.

5G-модем от Apple

На фоне слухов о том, что Apple работает над собственным модемом 5G, чтобы отказаться от Qualcomm, недавние отчёты показали, что дебютировать такой модем может во всех моделях iPhone уже в 2023 году.

Сообщается, что Apple начала разработку модема ещё в 2020 году, после приобретения годом ранее большей части бизнеса Intel по производству модемов для смартфонов. Barclays ранее сообщал, что модем будет поддерживать как диапазоны частот до 6 ГГц, так и миллиметровые волны 5G.

Первый складной iPhone

Сразу несколько источников заявили о возможности выхода первого складного iPhone c 7- или 8-дюймовым OLED-дисплеем уже в 2023 году. Также из азиатской цепочки поставок стало известно о нескольких подтверждённых случаях тестирования складного iPhone.

Кроме того, это может быть первый iPhone с поддержкой Apple Pencil благодаря большому размеру экрана.

Итог

Важно относиться к слухам о будущих iPhone с долей скепсиса, так как у Apple ещё есть время, чтобы изменить свои планы. Тем не менее, учитывая послужной список многих аналитиков и инсайдеров, от которых были получены эти отчёты, вполне вероятно, что в них есть доля правды.

Мнение Big Geek

Что же, в ближайшие несколько лет Apple действительно может порадовать нас рядом интересных функций, которые, тем не менее, уже сейчас доступны у многих других производителей, будь то экран на 120 или 144 Гц, перископический телеобъектив, сканер отпечатков пальцев или даже камера под дисплеем (в этом случае пока с плохой реализацией).

Поэтому назревает резонный вопрос: насколько сдерживание технологий в продуктах Apple обусловлено технической составляющей, а насколько — чисто маркетингом, чтобы было чем продавать новые модели? Как вы думаете?